Ухожу красиво: как подготовить идеальное увольнение?

Один из самых частых сюжетов в американских фильмах про работу — это фееричная история увольнения. Вот герой высказывает все, что накипело, своему начальнику, вот он мстит коллегам и под аплодисменты товарищей по офису гордо покидает свое место вместе с коробкой личных вещей. Уходит абсолютным победителем, потому что теперь у него будет совсем другая жизнь.
Ухожу красиво: как подготовить идеальное увольнение?
Ирина Хоменко, карьерный консультант, руководитель HR-проектов

Если вы мечтаете воплотить этот сценарий в жизнь, хочу вас огорчить: скандалы запоминаются лучше, чем вовремя сданные отчеты, а с коллегами, начальником и даже с HR-менеджером Леночкой вы можете еще не раз пересечься. Поэтому готовить свое увольнение и сохранять адекватность и рабочий настрой важно до последнего дня.

Всю подготовку можно разбить на следующие блоки:

  • проверка своих карьерных возможностей;
  • ревизия проектов, задач и дел;
  • грамотная коммуникация с коллегами и руководителем;
  • передача дел, помощь с заменой, введение в должность.

Шаг 1: оцените свои карьерные возможности в компании

Леонид перед уходом из компании узнал, что департамент маркетинга, в котором он работал, готовится к расширению. Там были и интересная роль, и возможности обучения, и статус руководителя креативной команды. Но решение было принято (о чем впоследствии Леонид очень пожалел).

Поэтому, прежде чем пускаться в активные поиски, можно поступить так:

  • Проверьте вакансии на сервисе hh или на сайте компании и изучите анонсы внутренних конкурсов. Возможно, есть новый проект или роль, где пригодятся ваши знания и навыки.
  • Подготовьте описание сделанных задач, целей и проектов. Есть чем гордиться? Здорово, это повод для разговора с руководителем. Понимаете, что есть ряд недочетов, нужно кое-что улучшить или доделать, — тоже хорошие новости. Потому что у вас есть время на подготовку. Потому что четкая презентация результатов и понимание их ценности — залог успеха в переговорах. Как на нынешнем месте, так и на последующих интервью.
  • Попросите руководителя о встрече один на один. Расскажите о своем желании расти, уточните, какие сейчас проекты в приоритете у компании? Покажите заинтересованность в развитии. Даже при условии, что этот разговор может пройти в ключе «вакансий новых не будет, работаем по-прежнему, а зарплату мы тебе год назад пересматривали», это будет полезным фактом для принятия дальнейших решений.

Шаг 2: аудит проектов и задач

Уходить в середине проекта, в разгар работы с бюджетом, аудиторской проверки или прочих активностей — плохая идея. Если вы четко понимаете, что будете искать работу, старайтесь не набирать большое количество новых проектов или включаться в недавно созданные рабочие группы. Завершенные задачи или хотя бы описанные инициативы — признак зрелого профессионала, которому дадут хорошие рекомендации.

А вот уходить в разгар важного проекта, да еще и использовать это как «“рычаг давления» на босса — неудачный вариант. Возможно, зарплату вам поднимут, но осадочек останется, и в долгосрочной перспективе вам все равно придется покинуть компанию.

Светлана Хомко, директор по персоналу компании AppFollow, советует подготовить почву для ухода: «Под почвой я имею в виду привести свои дела в порядок, закрыть подвисшие «невыясненные» вопросы в проектах, подготовить четкий план по передаче дел, чтобы тому, кто будет забирать дела, было максимально комфортно (насколько это возможно) принять проекты, собственно, и подумать над тем, кто может принять эти дела».

Шаг 3: выстроить грамотную коммуникацию с руководителем и командой

Правильно сообщить о своем уходе — это целое искусство. И не стоит в этом отношении переоценивать мессенджеры или уведомлять руководителя письмом — это некорректно. Например, мой коллега (тимлид) как-то был поражен, когда его сотрудник написал ему на выходных СМС такого содержания: «Я тут прохожу интервью в одной компании, тебе позвонят по поводу моих рекомендаций».

Светлана Хомко, директор по персоналу компании AppFollow: «Нужно заранее обговорить свою ситуацию и причины увольнения с руководителем (чтобы это не было сюрпризом для него со стороны кадров), продумать легенду, которую будут транслировать команде, чтобы в причинах ухода не звучали жесткие демотивирующие факторы. При этом важно обговорить с руководством вариант передачи дел существующему коллеге из команды с возможностью его повышения (если таковые имеются), обсудить с этой потенциальной заменой о возможности. И, безусловно, любые негативные эмоции при уходе держать при себе, в разговоре с руководителем быть максимально честным, но конструктивным. Для команды же нужна более мягкая формулировка, без явных демотивирующих факторов».

Валерия Бабич, бизнес-партнер компании Devexperts, считает, что самое важное в момент увольнения — сохранить отношения и уходить на позитивной ноте:

«Я часто вижу во время увольнений, как сотрудники активно пользуются фразеологизмом «сжигать мосты». Возможно, это их кредо по жизни, но я бы порекомендовала его пересмотреть. Неизвестно, как будут развиваться события. Возможно, вы встретитесь с бывшими коллегами на новом месте работы. Или в нерабочем проекте. Но оставленное впечатление будет сложно исправить. Я много раз встречалась с ситуациями, когда сотрудники возвращались на прошлое место работы (на ту же или на должность выше). И еще чаще видела, как «сожженные мосты» не давали возможностям реализоваться. Грамотное увольнение может оказаться не закрытой дверью, а новой возможностью. Бывший работодатель может дать хорошие рекомендации или положительную обратную связь о вас. Вас могут позвать в интересный проект или поделиться экспертизой. Или это может обернуться манящим офером».

Еще немаловажный момент перед увольнением — это общение с командой, коллегами, клиентами и партнерами. Ваш работодатель будет признателен вам, если общение будет конструктивным, четким и без «подковерных игр».

Шаг 4: помощь с заменой, передача дел и введение в должность

Зрелый и взвешенный уход — это когда вы не только передали дела, но и посоветовали кого-то на свое место. От этого выигрывают все: у вашего руководителя не болит голова, кто теперь будет делать подвисшие задачи, ваш протеже будет вам очень признателен за рекомендацию, а вас будут меньше дергать после ухода. Поэтому подумайте, есть ли кто-то в вашем окружении, кто справится с этой работой. Возможно, это кто-то инициативный из младших коллег, знакомый с профильной конференции или однокурсник с программы повышения квалификации.

А если такого человека нет? При этом вы четко понимаете, что ваша помощь может потребоваться и стандартными двумя неделями здесь просто не обойтись? В этом случае можно предложить проектную или консультационную помощь. Вашему работодателю будет спокойнее, а вы получите дополнительные деньги.

Так, например, поступила Анна, менеджер по персоналу. Уже после увольнения она провела несколько финальных интервью (помогая оценить навыки и знания кандидатов), а затем еще месяц в онлайн-режиме помогала новому человеку адаптироваться. Да, дополнительные задачи занимали до двух часов в день, но зато Анна получила достойное вознаграждение за завершение проекта.

В заключение назову еще несколько моментов — чего точно не стоит делать перед увольнением. Это досадные промахи, которые перечеркнут все, что вы сделали для работодателя, и могут стать впоследствии основанием для негативных рекомендаций.

  1. Присваивание клиентской базы. Сколько бы лет вы ни работали с этими партнерами и заказчиками, эти контакты — собственность вашего работодателя. Попытки «увести клиентов» могут обернуться для вас печальными последствиями (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе).
  2. Рекрутинг коллег в новую компанию. Опять же, если вы тайком ведете диалоги с коллегами в стиле «пойдем со мной», это тоже редко заканчивается чем-то хорошим. Вы еще не знаете, как вам будет на новом месте. Вы не можете ничего гарантировать — только обещать, основываясь на первых впечатлениях (которые не всегда являются верными).
  3. Небрежность в документах, пробелы в проектах. Бывают ситуации, когда «все достало» и ваши мысли уже не в этой команде, а за ее пределами. Но даже в этом случае стоит поговорить с начальником, не брать в работу ничего нового, а просто доделывать дела.